Порядок установления публичного сервитута

30.11.2021 12:16 (ред.30.11.2021 12:17)

Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, нужд местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта. В интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.

Публичный сервитут устанавливают, если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.

После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится, и его условия не изменятся (п. п. 5, 6 ст. 23 ЗК РФ).

Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях (п. 4 ст. 23 ЗК РФ):

1)      проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2)      размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3)      проведение дренажных работ;

4)      забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;

5)      прогон сельскохозяйственных животных;

6)      сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;

7)      охота, рыболовство, Аква культура (рыбоводство).

Есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например, для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях.

В границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть (Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2019 N Д23и-25919).

В случае установления публичного сервитута на земельный участок запись об ограничении (обременении) – государственной регистрации сервитута - в реестр прав на недвижимость не вносится.

Публичный сервитут не подлежит государственной регистрации в реестре прав на недвижимость.

Часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости. В реестр границ вносятся сведения об установлении публичного сервитута (Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19), Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2019 N Д23и-25919).

 

 

Главный специалист-эксперт Северского отдела 

Управления Росреестра по Томской области                                Э.И.Бахматова

 

 

 

 

 

Контакты для СМИ

Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области

Телефон +7(3822) 65-19-39 (доб.2121)

E-mail: press@r70.rosreestr.ru

https://rosreestr.gov.ru

Адрес: г. Томск, ул. Пушкина, 34/1

Комментирование доступно авторизованным пользователям