- Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск
- Адрес: 636000, ЗАТО Северск Томской области, ул. Лесная, 11а
- Тел.: (38-23) 77-38-29
- Факс: (38-23) 54-72-97
- Электронная почта: uio@uio.seversknet.ru, seversk-uio@gov70.ru
21 ноября 2024
19 ноября 2024
15 ноября 2024
06 ноября 2024
С 29 июня 2021 года Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 518-ФЗ) наделил органы исполнительной власти и местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлению сведений о них в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр).
Какие объекты недвижимости считаются ранее учтенными?
В настоящее время правила государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ). До него (до 01.01.2017) действовали Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и Федеральный закон от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ).
Ранее возникшие права на объекты недвижимости - это права на ранее учтенные объекты недвижимости, которые возникли и правоустанавливающие документы, на которые оформлены до дня вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ (до 31.01.1998). Следует отметить, в соответствии с законом ранее возникшие права на недвижимость признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) при условии, что документы, подтверждающие возникновении указанного права, оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, действовавшего в момент их оформления. В частности, решение принято уполномоченным органом, до 1998 года недвижимость регистрировалась в учреждениях БТИ, земельных и исполнительных комитетах, на документах имеются все необходимые удостоверяющие записи БТИ, нотариуса, органа местного самоуправления, иных органов, документы скреплены печатями, штампами и т.д. С появлением в 1998 системы регистрации прав информация о правообладателях ранее учтенной недвижимости так и осталась в других организациях, закон предусмотрел внесение сведений о таких правах в ЕГРН в заявительном порядке. При этом стоит отметить, что государственная регистрация ранее возникших прав в ЕГРН проводится по желанию собственников недвижимости.
Закон о регистрации в ст. 69 и Федеральный закон № 518-ФЗ не содержат ограничений по видам объектов недвижимости, следовательно, к ранее учтенным объектам недвижимости могут относиться все виды объектов недвижимости, в том числе земельные участки, объекты капитального строительства — здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства.
В свою очередь, ранее учтенными объектами недвижимости считаются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет, в том числе осуществленный в установленном до дня вступления в силу Федерального закона № 221-ФЗ (до 01.03.2008) порядке, а также объекты, в отношении которых такой учет не осуществлен, но права на них зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены были условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ.
Что дает новый Закон?
Новый Закон направлен на установление актуальных и достоверных сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, а также на защиту их прав и имущественных интересов, в том числе связанных с согласованием границ смежных земельных участков.
Как выявляются объекты недвижимости с ранее возникшими правами?
1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости.
Органы местного самоуправления самостоятельно проводят анализ сведений в своих архивах, а также запрашивают информацию в налоговом органе, Пенсионном фонде России, органах внутренних дел, органе записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. Если объект недвижимости - земельный участок, то уполномоченные на проведение работ по выявлению правообладателей объектов недвижимости органы вправе дополнительно организовать проведение комплексных кадастровых работ, чтобы установить либо уточнить границы этого земельного участка.
2 этап: Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя и направление его правообладателю, размещение его на сайте муниципального образования и направление копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя.
В случае выявления собственников ранее учтенных объектов недвижимости уполномоченные органы готовят проект решения и в течение пяти рабочих дней с момента его подготовки размещает информацию о выявленном правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в официальных источниках в сети Интернет, на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости, путем опубликования в средствах массовой информации. Также проект решения направляется выявленному лицу заказным письмом или в электронном виде на адрес электронной почты - в случае, если правообладатель указал соответствующие сведения для связи с ним.
3 этап: Если в течение 45 дней со дня получения проекта решения не поступит возражений со стороны выявленных правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, уполномоченные органы принимают решение о выявлении правообладателя и самостоятельно направляют его в Росреестр с заявлением о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.
К преимуществам процедуры выявления правообладателей ранее учтенных объектов можно отнести для правообладателей:
-доступность и достоверность сведений об объектах недвижимости, являющихся ранее учтенными, - повышение качества услуг по учету недвижимости и регистрации прав,
- защита правообладателей от неправомерного изъятия земельного участка, при согласовании границ земельного участка, в случае возмещения убытков от ограничения прав,
-своевременное информирование правообладателей об установлении охранных зон, ином ограничении прав,
-снижение количества судебных споров, связанных с отказами в учете и государственной регистрации, о признании права собственности на ранее учтенные объекты, в том числе после наследования.
Дополнительных действий со стороны правообладателей не требуется.
Следует отметить, что данные о правообладателе вносятся в сведения кадастра недвижимости, а не реестра прав. Внесение по инициативе органа местного самоуправления сведений о выявленном правообладателе в ЕГРН не заменяет собой регистрацию ранее учтенного права в ЕГРН.
Владельцы ранее учтенных объектов недвижимости могут самостоятельно зарегистрировать свои права. Для этого необходимо лично обратиться в любой офис МФЦ, либо в электронной форме - через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. с заявлением о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) государственной регистрации прав, приложив к нему правоустанавливающий документ на объект недвижимости.
С 1 января 2021 года государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости не уплачивается. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации и действуют с 29 декабря 2020 года.
Начальник Северского отдела
Управления Росреестра по Томской области И.З. Валеев
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области
Телефон +7(3822) 65-19-39 (доб.2121)
E-mail: press@r70.rosreestr.ru
Адрес: г. Томск, ул. Пушкина, 34/1
Комментирование доступно авторизованным пользователям